Экспериментальная работа по исследованию уровня стрессоустойчивости у несовершеннолетних, состоящих на учете в МБУ «Комплексный центр» г. Троицка Челябинской области проходила в отделении помощи семье и детям в апреле 2024 г.
В исследовании приняли участие 42подростка 13-14 лет. (Экспериментальная группа – 20 человек) и (Контрольная группа – 22 человека).
В экспериментальной группе реализовался комплекстренинговых занятий, а в контрольной группе целенаправленного повышения уровня стрессоустойчивости не проводилось.
Констатирующий этап экспериментальной работы предусматривал также определение объективных критериев, на основе которых можно судить об эффективности предлагаемого нами комплекса тренинговых занятий:
– критерий эффективности комплекса занятий – изменение уровня стрессоустойчивости у подростков;
– в качестве показателя выбран уровень стрессоустойчивости.
– в качестве измерителя эффективности комплекса занятий была использована методика Е.Е. Лукашевич «Тест на определение стрессоустойчивости личности». Целью данной методики является исследование уровня стрессоустойчивости у подростков.
В результате проведённого тестирования по методике Е.Е. Лукашевич были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Средние значения результатов, полученных по методике «Тест на определение стрессоустойчивости личности» в группах подростков, представлены в таблице 2.
Таблица 1. – Результаты тестирования по методике «Тест на определение стрессоустойчивости личности» в группах подростков
Таблица 2. – Средние значения результатов тестирования в группах подростков
Результаты проведённого тестирования по уровням представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Результаты тестирования в группах по уровням
Результаты оценки уровня стрессоустойчивости в контрольной и экспериментальной группе представлены в графическом виде (рисунок 1.)
Проанализировав данные, представленные в таблице 3. и на рисунке 1., мы пришли к следующим выводам:
– наибольшее количество человек представлено на среднем уровне: в ЭГ составляет 80,00 %, а в КГ – 77,27 %;
– на высоком уровне показатели составили: в ЭГ– 20,00 % и в КГ –13,64 %;
– на низком уровне находятся 9,09 % подростков из контрольной группы, в экспериментальной группе на этом уровне таковые отсутствуют.
Рисунок 1 – Уровни стрессоустойчивости в группах подростков
Для выбора экспериментального плана проверим, значимы ли отличия по исследуемому параметру в контрольной и экспериментальной группе.
Достоверность данных оценивалась по τ-критерию Стьюдента для уровня значимости 0,95. Степень свободы вычислялась по формуле fd=n1+n2-2 (n1 и n2 – количество человек в группах). При сравнении результатов в контрольной группе и экспериментальной группе между собой степени свободы составляли 40, поэтому для всех случаев мы принимали значение τ0,05 = 2,02.
Статистическая обработка полученных материалов проводилась с помощью параметрических методов обработки информации. Для каждой выборки подсчитывались следующие величины:
– среднее арифметическое, выражающее центральную тенденцию (М):
где: х – величина выборки, S – знак суммы, n – число членов выборки;
– среднеквадратическое отклонение, показывающее размах и особенности варьирования экспериментальных результатов (s):
– сравнение выборок между собой с целью определения достоверности получаемых материалов проводился по методу Стьюдента.
где: τ – коэффициент Стьюдента, Х1 – каждый член из первой выборки, Х2 – каждый член из второй выборки, М1 – среднее арифметическое первой выборки, М2 – среднее арифметическое второй выборки, n1 – количество членов первой выборки, n2 – количество членов второй выборки, n1+n2-2 – число степеней свободы.
Результат вычислений представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Результат вычислений в группах подростков по сравнению данных тестирования
При сравнении групп между собой по критерию Стьюдента полученное нами значение τрас= -1,93 меньше табличного (τтабл = 2,02) при вероятности допустимой ошибки 0,05.
Следовательно, с вероятностью 95 % можно утверждать, что группы подростков имеют незначимые отличия между собой. Поэтому целесообразно выбрать экспериментальный план классического эксперимента. Данный экспериментальный план может использоваться только при незначимых отличиях на начало эксперимента между группами.
При классическом эксперименте сравниваются результаты стартового и итогового тестирований в контрольной и экспериментальной группах. Повторное сравнение итоговых результатов тестирования в КГ и ЭГ показывает эффективность реализованного нами комплекса тренинговых занятий: если расчётное значение по методике Стьюдента больше табличного, то отличия в группе значимые, что говорит об эффективности проделанной нами работы; в обратном случае незначимые отличия показывают неэффективность нашей работы.
Практическая реализация разработанного нами комплекса тренинговых занятий с применением описанных ранее механизмов позволила нам организовать работу по повышению стрессоустойчивости у подростков, состоящих на учете, во внеурочной деятельности более продуктивной.
Данные, представленные ниже, позволяют проследить повышение уровня стрессоустойчивости, что доказывает эффективность разработанного и теоретически обоснованного комплекса тренинговых занятий.
Результаты диагностики контрольного тестирования подростков при помощи методики Е.Е. Лукашевич «Тест на определение стрессоустойчивости личности» контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 5.
Таблица 5. – Результаты итогового тестирования по методике «Тест на определение стрессоустойчивости личности» в группах подростков
Таблица 6. – Средние значение уровня стрессоустойчивости уобучающихся ЭГ и КГ на начальном и конечном этапах эксперимента
Анализ полученных данных (таблица 6.) позволил сделать следующие выводы: после проведённой работы показатели в экспериментальной группе улучшились на 8,06 %, а в контрольной группе на 0,93 %. Сравнение полученных данных на конечном этапе показало, что ЭГ и КГ разница составила 11,46 %.
Достоверность полученных данных на заключительном этапе оценивалась по τ-критерию Стьюдента для уровня значимости 0,95. Степень свободы вычислялась по формуле fd=n1+n2-2 (n1 и n2 – количество человек в группах). При сравнении результатов в контрольной группе и экспериментальной группе между собой степени свободы составляли 40, поэтому для всех случаев мы принимали значение τ0,05 = 2,02. Результаты вычислений представлены в таблице 7.
При сравнении групп между собой по критерию Стьюдента полученное нами значение τрас= -4,83 больше табличного (τтабл = 2,02) при вероятности допустимой ошибки 0,05. Следовательно, с вероятностью 95 % можно утверждать, что группы подростков имеют значимые отличия между собой. Выявленные нами значимые отличия после проведённой работы, позволяют утверждать, что разработанный нами комплекс занятий является эффективным.
Таблица 7. – Результаты статистической обработки с помощью критерия Стьюдента в ЭГ и КГ группах
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||||||
№ |
X |
X-M |
(X-M)2 |
№ |
X |
X-M |
(X-M)2 |
|
1 |
20 |
-10,95 |
119,90 |
1 |
39 |
1,86 |
3,47 |
|
2 |
30 |
-0,95 |
0,90 |
2 |
45 |
7,86 |
61,84 |
|
3 |
21 |
-9,95 |
99,00 |
3 |
28 |
-9,14 |
83,47 |
|
4 |
35 |
4,05 |
16,40 |
4 |
30 |
-7,14 |
50,93 |
|
5 |
24 |
-6,95 |
48,30 |
5 |
44 |
6,86 |
47,11 |
|
6 |
22 |
-8,95 |
80,10 |
6 |
40 |
2,86 |
8,20 |
|
7 |
35 |
4,05 |
16,40 |
7 |
36 |
-1,14 |
1,29 |
|
8 |
34 |
3,05 |
9,30 |
8 |
32 |
-5,14 |
26,38 |
|
9 |
36 |
5,05 |
25,50 |
9 |
34 |
-3,14 |
9,84 |
|
10 |
31 |
0,05 |
0,00 |
10 |
46 |
8,86 |
78,56 |
|
11 |
34 |
3,05 |
9,30 |
11 |
37 |
-0,14 |
0,02 |
|
12 |
33 |
2,05 |
4,20 |
12 |
39 |
1,86 |
3,47 |
|
13 |
34 |
3,05 |
9,30 |
13 |
40 |
2,86 |
8,20 |
|
14 |
37 |
6,05 |
36,60 |
14 |
38 |
0,86 |
0,75 |
|
15 |
34 |
3,05 |
9,30 |
15 |
35 |
-2,14 |
4,56 |
|
16 |
31 |
0,05 |
0,00 |
16 |
32 |
-5,14 |
26,38 |
|
17 |
39 |
8,05 |
64,80 |
17 |
39 |
1,86 |
3,47 |
|
18 |
34 |
3,05 |
9,30 |
18 |
43 |
5,86 |
34,38 |
|
19 |
26 |
-4,95 |
24,50 |
19 |
28 |
-9,14 |
83,47 |
|
20 |
29 |
-1,95 |
3,80 |
20 |
37 |
-0,14 |
0,02 |
|
М1 |
30,95 |
Итог |
586,95 |
21 |
39 |
1,86 |
3,47 |
|
22 |
36 |
-1,14 |
1,29 |
|||||
М1 |
37,14 |
Итог |
540,59 |
Результаты проведённого тестирования по уровням представлены в таблице 8.
Таблица 8. – Результаты тестирования в группах по уровням
Проанализировав данные, представленные в таблице 8. и на рисунках 1. и 2., мы пришли к следующим выводам:
– После проведённой работы результаты в ЭГ улучшились, теперь на высоком и среднем уровнях равное количество человек 50,00 % соответственно.
– В контрольной группе сохраняется исходное распределение: наибольшее расположение человек на среднем уровне 72,73 %, на высоком уровне – 22,72 % подростков.
– На низком уровне находятся 4,55 % подростков из КГ, в ЭГ на этом уровне таковые отсутствуют.
Рисунок 2 – Уровни стрессоустойчивости в группах подростков
Полученные в результате экспериментальной работы данные позволяют нам утверждать, что разработанный нами комплекс тренинговых занятий по повышению стрессоустойчивости является достаточно эффективным.
Исследование психолога ОПСиД Дядюниной Е.Ю.