Кажется, что совсем недавно ваш малыш делал первые шаги и произносил первые слова, а теперь совсем близко пора, когда ваш ребенок, перешагнув порог школы, станет первоклассником. Для него и для вас наступит период ответственной и трудной работы: изо дня в день узнавать новое, учиться думать и рассуждать, строить свои отношения со сверстниками. И, конечно, каждого родителя не могут не волновать вопросы: как сложится школьная жизнь ребенка? Как он будет учиться? Готов ли он к школьному обучению? Что может и что должна сделать семья, чтобы школьные годы стали для ребенка радостным и счастливым периодом взросления, познания, труда?
Итак, для того, чтобы ваш ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо много чему научить, особенно в дошкольном возрасте. Родителям необходимо понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие. О том, чему и как учить дошкольника, написано немало, и все же мы довольно часто сталкиваемся с удручающим фактом: родители плохо представляют себе, что же именно они должны делать.
Очень часто педагоги и психологи сталкиваются с печальным явлением, когда не в меру способный, по мнению родителей, ребенок шести лет прекрасно считает аж до ста, но не может сосчитать десять лежащих перед ним спичек. Почему так? - спросите вы. Потому, что ребенок дошкольного возраста еще не способен осознать, что счет - это не способ получить похвалу родителей, а средство определения количества. Не менее печальное зрелище - знание ребенком букв, не связанное со звуко-буквенным анализом слова, а тем более с умением составлять из отдельных букв слоги и слова. Такие знания могут стать серьезным тормозом на пути не только к овладению грамотой, но и к успешному освоению школьной программы в целом.
Так чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.
С чего же начинается обучение и подготовка ребенка к школе? Конечно же, с семейного воспитания. Помните народную мудрость: "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу"? В повседневном общении с детьми закладываются семена будущего характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Пренебрежение этим зачастую обходится очень дорого! Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение или, что еще хуже, нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентации, которые в ней усваиваются.
Все родители без исключения заботятся о том, чтобы их ребенок ни в нем не нуждался, был сыт, обут и одет.
Многие не жалеют времени и сил, чтобы научить своего трехлетнего сына или дочь писать, читать и считать, ошибочно полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако для полноценного воспитания этого вовсе не достаточно. Столь же ревностно должны мы заботиться о том, чем мы заполняем ум, сердце и душу ребенка, ибо от этого во многом зависит его психологическое развитие, а значит, его становление, как личности.
Развивать познавательные способности ребенка - это не значит дать ему "готовые" знания, умения и навыки; речь, прежде всего, идет о том, чтобы выработать у ребенка потребность в этих знаниях, определить возможные способы их получения, научить думать и рассуждать. От того, насколько у школьника развиты познавательная активность и самостоятельность, зависит и успешность его обучения.
Можно ли ставить такую сложную задачу применительно к дошкольнику? Конечно можно! Именно в период дошкольного возраста закладывается своеобразная база данных, которая будет необходима ребенку на протяжении всего обучения.
Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие ребенка. Как же это происходит? Первая самостоятельная деятельность дошкольника - предметная. Она вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять, для чего они нам нужны.
Овладение предметными действиями сначала происходит в игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, но похожими (градусник - палочкой, мыло - кубиком), затем любыми другими, наделяя их соответствующей функцией, и, наконец, словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новую, представляемую действительность. Позднее на этом твердом фундаменте строится познавательная деятельность ребенка.
Научите ребенка играть - сначала просто оперировать предметами, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Следующий этап - ребенок уже умеет самостоятельно действовать, разыгрывать целые сюжеты, основная цель которых - отражение видения ребенком отношений между другими людьми: семейных, деловых и т. д.
Только на этом этапе игрового развития ребенка действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы - заменяться другими, с помощью которых можно изобразить нужное действие. Пройдя весь этот игровой путь, ваш ребенок приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии, он получит необходимые знания об окружающих его предметах, явлениях, человеческих отношениях, что будет способствовать развитию мышления и воображения.
Первые виды продуктивной деятельности ребенка - изобразительная и конструктивная. Создавая своими руками что-то новое - будь то рисунок, поделка из пластилина, постройка из кубиков, - он стремится, как можно правдивее отразить окружающий мир, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию восприятия, пространственных представлений. В становлении познавательных способностей ребенка важную роль играет труд, вбирающий в себя все виды деятельности.
Приобщиться к нему можно совершенно различными способами - это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
Труд ребенка должен пополнять опыт умения организовать деятельность, должен научить помогать другим, заботиться о близких. Помогите своему ребенку пережить радость хорошо выполненного дела: "Посмотри, как стало светло и чисто", "Видишь, как блестит вымытая посуда", "Как хорошо, что ты помог бабушке: теперь она может отдохнуть и поиграть с тобой". Перед сном поговорите с ребенком о том, как прошел день, что он успел сделать, что нового узнал, попросите рассказать о ярких впечатлениях и событиях. Так постепенно у дошкольника будет формироваться эталон любой деятельности и самостоятельная оценка ее результатов.
Для правильного развития и воспитания ребенка родителям очень важно создать эмоциональный комфорт, от них требуется постоянное внимание к своему поведению и к поведению своего малыша, терпение, гибкость, чуткость и тактичность, стремление и умение понять мотивы поведения ребенка в том или ином случае. Несдержанность, окрики, брань взрослых порождают не только чувство обиды, недоверия, несправедливости, но и состояние тревожности, неуверенности в себе, что может оказать пагубное влияние на дальнейшее обучение ребенка вне дома, в общеобразовательных учреждениях.
Мы радуемся, что ребенок любит рисовать, лепить, конструировать, играть с кубиками, в куклы и машинки, - малыш занят, и родителям этого достаточно. Но часто ли вы задаете себе вопросы: что дают ему эти занятия? Как он играет, конструирует, лепит, рисует, работает? Какие затруднения при этом испытывает? Доводит ли начатое дело до конца? Между тем наблюдение за игровой деятельностью ребенка может сыграть решающую роль в познавательном развитии ребенка и подготовке его к школе. Не мешая ребенку, не подавляя его инициативы, понаблюдайте за ним, чтобы тактично помочь ему осознать и обогатить его деятельность, организовать занятия, направить их в нужное русло умственного развития.
Вот малыш играет с куклой: одевает, раздевает, кормит. Обратите его внимание на смысл этих действий: раздевает, чтобы уложить спать или искупать; одевает, чтобы пойти в гости или на прогулку; кормит, воспитывает и т. д. Проявите свою фантазию и разбудите фантазию малыша - это поможет вам и ему выработать свою модель семейного поведения.
Перед рисованием спросите его, что он хочет изобразить и что нужно для этого - краски, карандаши, фломастеры; почему он хочет выбрать именно этот цвет, а не какой-то другой. Обсудите завершенный рисунок: что удалось, а что не получилось, причем важно, чтобы ребенок сам обратил внимание на то, что получилось, а что - не очень.
Теперь поговорим об эмоциях и воле дошкольника. От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы, иначе она может сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.
Если ребенка воспитывают правильно, то уже к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные понятия, но и приучается действовать в соответствии с ними.
Ребенок-дошкольник часто сталкивается с различными трудностями - интеллектуальными, бытовыми, поведенческими. Но, каков бы ни был характер деятельности, вызвавшей те или иные затруднения, их можно условно разделить на две группы:
- во-первых, это такие проблемы, с которыми ребенок просто не может справиться самостоятельно, в силу своего возраста;
- во-вторых, это такие проблемы, которые ваш ребенок может преодолеть самостоятельно, используя свой прошлый опыт или действуя путем собственных проб и ошибок.
Главная задача родителей в первом случае - тактично, не настаивая, помочь малышу справиться с возникшей трудностью, объяснить, направить; а во-втором - так же чутко и гибко подтолкнуть ребенка к решению проблемы, заставить его использовать накопленный ранее опыт.
Однако взрослым необходимо помнить, что оценка всех действий ребенка должна быть в максимальной степени объективной и точной, потому что ребенок в возрасте 5 - 6 лет видит себя глазами других людей, и их отношение служит для него основой, эталоном самооценки. В этот период ваш малыш нуждается в сопереживании и понимании со стороны взрослых - родителей и воспитателей, одновременно он со своей стороны начинает оценивать поступки других людей, их характер и поведение, поэтому для родителей очень важно именно в этот период укрепить свой авторитет в глазах малыша.
К 6 - 7 годам у ребенка возникают такие чувства, как стыд, если тот или иной его поступок не соответствует принятым в семье нормам морали, и гордость, если поступок им соответствует, а особенно, если он связан с преодолением определенных трудностей и препятствий. Поэтому родителям необходимо очень внимательно наказывать или поощрять ребенка, от этого в будущем будет зависеть его стремление к хорошим поступкам.
Именно в этом возрасте у ребенка возникает осознанная потребность в общении с другими детьми. Он учится соотносить свои поступки с действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их оценку. В этом возрасте зарождаются настоящие дружеские отношения, - родителям важно именно научить ребенка дружить, в каких-то случаях уступать, а в каких-то отстаивать свое мнение. Эти навыки требуются для облегчения прохождения такого важного испытания в жизни первоклассников, как жизнь в абсолютно новом школьном коллективе.
Умение общаться и находить общий язык не только со взрослыми, но и со своими ровесниками - еще одно необходимое условие развития и подготовки детей к школе.
Нужно сказать, что стремление к общению у дошкольника основано на потребности познания другого человека, незнакомых людей и сравнении себя с ними. По тому, каков ваш ребенок среди незнакомых людей, можно судить не только о его характере, привычках, но и о просчетах родителей в его воспитании. Ведь родители и другие близкие - первые люди, которые не только удовлетворяют его потребность в общении, но и дают ему эталон поведения. Поэтому взрослые обязаны заботиться о должном эмоциональном и эстетическом уровне общения ребенка, о том, чтобы научить его сопереживать и доброжелательно относиться к собеседнику.
Еще одно немаловажное условие готовности ребенка, на которое необходимо обратить особое внимание родителей, - это воспитание у малыша желания учиться. Для этого прежде всего сами родители должны четко понимать, зачем их ребенок идет в школу, - не за пятерками и хорошим аттестатом, а за знаниями, умениями и навыками.
Школьные годы - часть жизни ребенка, и поэтому важно, чтобы она была наполнена не только счастьем познания, приобщением к сокровищам мировой культуры, но и радостью общения, напряженного труда и в то же время творчества. Именно этому и нужно обучить вашего ребенка прежде всего.
В школе ребенок должен не только получить необходимые знания и умения, но и научиться самостоятельно добывать новые, видеть и творчески решать возникающие проблемы. К этому тоже необходимо приучать дошкольника на доступном для него уровне. Желание и умение учиться, радость от получения новых знаний - основа ответственного отношения к обучению. Как справедливо отмечал автор прекрасной "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко: "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитали как нужно, потом придется перевоспитывать".
Учитывая многие факторы обучения дошкольника, можно лишний раз убедиться в том, что психологическая подготовка детей к школе совершенно необходима, a "pyководить" психическим развитием ребенка нужно с самого раннего детства.
Первое и самое главное условие психической подготовки ребенка к школе - сотрудничество с окружающими его взрослыми: мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Причем под сотрудничеством следует понимать таким образом организованную совместную деятельность ребенка и взрослого, в процессе которой последний передает свой социальный опыт в разных его формах, а первый его перенимает и делает своим. Поэтому взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребенка, постоянно заботясь не только о том, что и как он передает ребенку, но и о том, чтобы малыш захотел усвоить передаваемое.
У многих детей трудности вхождения в школьный коллектив связаны с тем, что они вовремя не научились строить межличностные взаимоотношения, не умеют подчинять свои желания и поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкшие считаться с чужим мнением, дети становятся эгоистичными, упрямыми, капризными, недоброжелательными по отношению к своим одноклассникам и иногда даже к учителю. Если ребенок нерадостен, импульсивен, тревожен, то причина кроется, как правило, в эмоциональной атмосфере семьи, в неуважительном и нетерпимом отношении друг к другу.
"Воспитательный процесс - процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением". (А.С. Макаренко)
Галинурова Л.А.